Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

Чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

Многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

Чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи 1-й год обучения (4-5 лет):

Подготовка к обучению чтению : обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учим буквы : полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги : научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого года обучения дети должны уметь :

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Задачи 2-й год обучения (5-6 лет):

Читаем слова : после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению : главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания : ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь :

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • простое двусоставное предложение без предлога;
  • простое предложение с предлогом;
  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

Доброжелательный климат

Недопустимость менторской позиции и порицания

Положительная оценка любого достижения ребенка

Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

Занимательность

Наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 72 занятия 32 часа в год.

Учебно-тематический план первого года обучения

количество часов

I квартал

Подготовка к обучению чтению

Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

сентябрь

формирование зрительного восприятия

формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

складывать разрезные картинки и изображения из кубиков

составлять рассказ на основе последовательных картинок.

играем с неречевыми звуками

развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений

звуковой период обучения

показать, что речь «строится» из звуков

выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук

учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки.

II квартал IIIквартал

Буквенный период обучения

продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь

учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях

«Живые звуки»

А, У, О, И, Й

познакомить детей с гласными звуками

развивать слуховое внимание,

«Живые звуки»

Э, Ы

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

М, Н,

познакомить детей с согласными звуками

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы

М, Н, Т, К

различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки

отработка навыка чтения слов с открытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

упражнять в подборе картинок к заданному звуку.

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

звуки и буквы

учить определять твердость или мягкость согласного звука

упражнять в подборе слов к заданному звуку

формировать умение выполнять игровые задания творческого характера

большая и маленькая буква

звуки и буквы

формировать понятие «согласными звук»

развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

звуки и буквы

закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове

развитие тонкой моторики

закрытый слог

звуки и буквы

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

Учебно-тематический план второго года обучения

количество часов

I квартал

Запоминаем слоги

Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.

сентябрь

слог основная единица чтения

сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

«Живые звуки»

гласные II ряда

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

познакомить детей с гласными звуками II ряда

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

формирование представлений о слоговом составе слова

звук и буква

учить проговаривать слово по слогам

«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.

закрепить практическим путем знания о звуке и букве

развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

отработка навыка чтения

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

чтение слогов, начинающихся с гласной буквы

звуки и буквы

подбор зрительного образа к букве

закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)

печатанье слогов

II квартал

Читаем слова

отработка навыка чтения по слогам

звуки и буквы

развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику

узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв

читаем короткие тексты звуки и буквы

выделение нужной буквы из ряда букв

отработка навыка чтения

печатанье слогов, слов

IIIквартал

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.

понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги.

звуки и буквы

ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки

анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве

стихотворное описание графического образа буквы

изображение буквы детьми («живые» буквы)

конструирование букв из элементов

знакомство с простым двусоставным предложением без предлога

печатанье буквы, слогов, слов, предложений

составление и печатанье слов с заданным слогом

от словосочетания к предложению

знакомство с простым предложением с предлога

развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов,

т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998

6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.


Игра Лелик учится читать, позволит вам обучить ребенка основам грамоты. Разработчики создали игру таким образом, что ребенок даже не поймет нагрузки обучаемого предмета. Конечно, эта игра просто находка для родителей, мечтающих о развитие своего ребенка.

Все уроки поострены в умной игровой форме, которая стимулирует ребенка к изучению. Помимо примитивного чтения, здесь ребенок освоит правильное произношение. Каждый слог компьютерный персонаж будет произносить протяжно и внятно. Голосовой акцент на требуемом ударение позволит малышу более быстро освоить речь.

Данное творение имеет множество интересных и легких квестов, которые дают возможность игроману с радостью проходить игру. А пройдя игру, вы даже не заметите, как овладели чтение и навыками русского языка. Разумеется, после этой игры вы не станете абсолютно образованным школьником, но это первый шаг на пути к школе!


Название: Лелик учится читать :
Разработчик: Brighter Minds Media
Издательство: Новый Диск
Жанр: детские квесты
Язык интерфейса: русский
Язык озвучки: русский
Формат файла: iso
Размер архива: 91.83 Mb
Лекарство: не требуется

Системные требования:
Поддерживаемые операционные системы: Microsoft® Windows® XP SP3/Vista/7/8
Процессор Pentium® III 800 МГц или аналогичный Athlon®
256 МБ оперативной памяти
50 МБ свободного места на жестком диске
Видеоадаптер с памятью 32 МБ (RivaTNT 2)
Звуковое устройство


Скачать игру с помощью MediaGet

Скачать Лелик учится читать через торрент

Пожалуйста подождите!
Поиск торрентов...

Чтобы скачать торрент файл необходимо включить JavaScript в браузере!

Рекомендуем скачать игру Лелик учится читать через торрент бесплатно на компьютер в один клик без регистрации. Выберите в таблице русскую версию игры и нажмите на зеленую кнопку. Помните, чем больше число качающих и раздающих, тем быстрее скорость скачивания. Имейте в виду, чтобы качать через торрент необходима программа торрент клиент, например uTorrent. Если у вас еще нет такого софта - установите, или просто скачивайте игру с файлообменника напрямую.

Как скачать бесплатно Лелик учится читать?

Лучший способ скачать без торрента Лелик учится читать бесплатно - скачать по прямой ссылке без вирусов с безопасных файлообменников. Таких как: Unibytes, DepositFiles. Принцип работы у всех один - в 4 действия. 1 Перейти на страницу файла; 2 Выбрать обычное скачивание, отказавшись от «Премиум» доступа(нет, спасибо); 3 Подождать обратный отсчет времени; 4 Ввести капчу(символы с картинки) и получить прямую ссылку на файл с сервера. Порядок этих шагов отличается от сервиса к сервису, главное читать дальнейшие подсказки. После этих несложных операций сможете установить игру на ПК и она будет работать без багов и тормозов даже на Windows 10. Если все же не получается скачать, жмите на кнопку «Как скачать?», где найдете подробный видео обзор по каждому конкретному файлообменнику.

Пояснительная записка

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению.

Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.

К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.

Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.

Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.

Цели и задачи программы

Цель: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению в начальной школе; научить чтению слогов.

Задачи:

1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.

2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.

3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

4. Воспитывать интерес к чтению.

Условия реализации программы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная или индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука».

Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12.7).

Этапы реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Дети 6-7 лет, старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения.

Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы) Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Всего 60 минут в неделю. Полный курс 7 месяцев, 65 занятий.

Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.

Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;

Практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;

Работа с книгой, слоговыми таблицами;

Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).

Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.

Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

Планируемые результаты освоения курса

Воспитанники должны знать и умет:

Различать понятия «звук», «буква»;

Алфавит;

Определять наличие и место заданного звука в слове;

Анализировать звуковой состав слова;

Определять количество слогов в слове, ударный слог;

Уметь составлять слова из слогов;

Иметь представление о предложении;

Уметь выделять последовательность звуков в простых слова;

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

Уметь пользоваться выразительными средствами языка;

Уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

Уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Сроки реализации программы

Календарно-тематическое планирование

по обучению чтению курса «Учусь читать»

п/п

Дата

Тема

Задачи

Неречевые и речевые звуки.

Учить определять источник и направление звука;

Узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;

Отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

Учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;

Учить передавать ритмический рисунок слова;

Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;

Дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;

Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

Гласные звуки. Звук А. Буква А.

Четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;

Знакомство с буквой А;

Учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;

Формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.

Гласные звуки. Звук У. Буква У.

Учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;

Учить определять наличие звук У в словах;

Подбирать слова, в которых есть звук У;

Закрепить знания об отличии звука и буквы;

Знакомство с буквой У;

Учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.

Продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.

Гласные звуки. Звук О. Буква О.

Формировать навык подбора слов со звуком О. -различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

Знакомство с буквой О;

Упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Звук М. Буква М.

Знакомство с буквой М;

Из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;

Отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;

Самостоятельно подбирать слова со звуком М.

Звук С. Буква С.

Знакомство с буквой С;

Учить отбирать картинки со звуком С;

Определять место звука С в словах;

Учимся соединять буквы.

Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА);

Учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес).

Пополнять словарный запас.

Звук Х. Буква Х.

Подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;

Выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;

Знакомство с буквой Х;

Из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;

Звук Х. Буква Х.

Учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО);

Учить анализировать прочитанные слоги;

Сопоставлять букву и её графический образ;

Развивать навык чтения слогов;

Пополнять словарный запас.

Звук Р. Буква Р.

Учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;

Учить отбирать картинки со звуком Р;

Определять место звука Р в словах;

Знакомство с буквой Р;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Звук Р. Буква Р.

Четко произносить звук Р;

Формировать навык подбора слов со звуком Р;

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Звук Ш. Буква Ш.

Четко произносить звук Ш;

Учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Ш;

Познакомить с буквой Ш;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Соединяем буквы, читаем слоги.

Учить отбирать картинки со звуком Ш;

Определять место звука Ш в словах;

Развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику;

Продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.

Различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

Четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;

Воспроизводить слоговые ряды;

Учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

Познакомить с буквой Ы;

Упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

Звук Л. Буква Л.

Четко произносить звук Л;

Учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Л;

продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

Познакомить с буквой Л;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читаем слитно!

Продолжать учить соотносить звук и букву;

Сопоставлять букву и её графический образ;

Развивать навык чтения слогов;

Пополнять словарный запас;

Звук Н. Буква Н.

- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

Учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;

Самостоятельно подбирать слова со звуком Н;

Знакомство с буквой Н;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читаем слитно!

Продолжать учить соотносить звук и букву;

Сопоставлять букву и её графический образ;

Развивать навык чтения слогов;

Пополнять словарный запас;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;

Определять место звука Н в словах (по картинкам);

Звук К. Буква К.

Учить узнавать изученные буквы;

Знакомство с буквой К;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;

Самостоятельно подбирать слова со звуком К.

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

Определять место звука К в словах (по картинкам);

Учить узнавать изученные буквы;

Звук Т. Буква Т.

Четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;

Учить определять первый и последний звук в словах;

Учить отбирать картинки со звуком Т;

Определять место звука Т в словах;

Знакомство с буквой Т;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.

Гласные звуки. Звук И. Буква И.

Четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;

Учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком И;

Продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков;

Учить отбирать картинки на звук И;

Познакомить с буквой И.

Читаем предложения с изученными буквами.

Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И;

Определять место звука И в словах (по картинкам);

Учить узнавать изученные буквы;

Звук П. Буква П.

Продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

Учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;

Учить выделять последний глухой согласный звук;

Знакомство с буквой П;

Учить анализировать обратные слоги.

Звук П. Буква П.

Продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

Звук З. Буква З.

Учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

Познакомить с буквой З;

Формировать навык подбора слов со звуком З;

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры;

Буквы З-С.

Обогащать словарный запас;

Звук Й. Буква Й.

Учить отбирать картинки со звуком Й;

Определять место звука Й в словах;

Знакомство с буквой Й;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение».

Звук Г. Буква Г.

Учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;

Познакомить с буквой Г;

Самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

Буквы Г-К.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

Обогащать словарный запас;

Развивать навык чтения слогов;

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Звук В. Буква В.

Учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В;

Формировать навык подбора слов со звуком В;

Учить отбирать картинки со звуком В;

Знакомство с буквой В;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читаем слитно!

Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву);

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

- «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин».

Звук Д. Буква Д.

Учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

Знакомство с буквой Д;

Самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам;

Большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Буквы Д-Т.

Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

Обогащать словарный запас;

Развивать навык чтения слогов;

Продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Звук Б. Буква Б.

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;

Определять место звука Б в словах (по картинкам);

Знакомство с буквой Б;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Большая буква в начале предложения;

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»

Читаем предложения!

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Звук Ж. Буква Ж.

Учить отбирать картинки со звуком Ж;

Определять место звука Ж в словах;

Знакомство с буквой Ж;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Буквы Ж-З, Ж-Ш.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Буква Е.

- знакомство с буквой Е;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Буква Ь.

Познакомить с буквой Ь;

Составлять из букв разрезной азбуки слова;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Буква Я.

- знакомство с буквой Я;

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Читаем текст! Вопросы по тексту.

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Буква Ю.

- знакомство с буквой Ю;

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Буква Ё.

- знакомство с буквой Ё;

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Звук Ч. Буква Ч.

Четко произносить звук Ч;

Учить отбирать картинки со звуком Ч;

Определять место звука Ч в словах;

Знакомство с буквой Ч;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читаем предложения с изученными буквами.

Разучивание чистоговорок;

Закрашивание картинок на определённый звук;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Звук Э. Буква Э.

Закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

- четко произносить звук Э;

Учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;

Формировать навык подбора слов со звуком Э;

Продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

Знакомство с буквой Э;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Звук Ц. Буква Ц.

Учить отбирать картинки со звуком Ц;

Определять место звука Ц в словах;

Знакомство с буквой Ц;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;

Читаем предложения с изученными буквами (Ц-Ч).

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Читаем предложения с изученными буквами (Ц-С).

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Звук Ф. Буква Ф.

Продолжать анализировать слоги и слова;

Подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;

Знакомство с буквой Ф;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Звук Щ. Буква Щ.

- учить отбирать картинки со звуком Щ;

Определять место звука Щ в словах;

Знакомство с буквой Щ;

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Читаем предложения!

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

Чтение предложений из двух-трёх слов;

Учить анализировать прочитанные предложения.

Буква Ъ.

- дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

Познакомить с буквой Ъ;

продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;

Формировать навыки правильного, осознанного чтения;

Чтения слогов и слов с изучаемой буквой;

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие-игра «Путешествие по Букварю».

Повторить и закрепить пройденный материал.

Подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом.

Литература

1. Н.С.Жукова. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014г.

2. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г.

3. Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.

4.Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

Обучение чтению дошкольников в игровой форме - это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет - интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

  • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
  • Внимание становится произвольным.
  • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
  • Растет самооценка, осознание себя как личности.
  • Игра остается основной формой получения знаний.

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1. Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:









Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.









Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.










Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.



Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:





Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.


Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность - они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.



Найди буквы на картинке



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png