Если судить по описаниям настольных игр из вселенной Runebound, может показаться, что мир Терринот, где разворачиваются события этой линейки игр, является настоящим оплотом сил зла, в котором нормальных людей днем с огнем не сыщешь. Какую игру ни возьми — везде приходится зачищать приспешников зла в промышленных масштабах. Тем не менее темные силы в Терриноте не доминируют. Вернее, пока не доминируют, но очень хотят. А вторая редакция настольной игры BattleLore открывает завесу над очередной попыткой негодяев подмять Терринот под себя.

Как BattleLore стал тем, что он есть

BattleLore — тактическая игра для двух полководцев, чьи армии не раз схлестнутся в кровопролитных боях. Я не случайно упомянул вторую редакцию в связи с событиями в Терриноте, поскольку судьбы BattleLore и вселенной Runebound переплелись совсем недавно.

Оригинальный BattleLore был выпущен в 2006 году компанией Days of Wonder. Игру придумал Ричард Борг, и в ее основе лежит разработанная Боргом система Command and Colors, ставшая основой для целой линейки тактических игр, самой известной из которых в России является Memoir ’44.

Первая редакция игры посвящена альтернативному развитию Столетней войны. Альтернативность событий в основном заключается в том, что наравне с людьми в битвах принимают участие различные фэнтезийные персонажи. Играющая публика приняла настолку тепло, что способствовало быстрому расширению вселенной. К BattleLore вышло множество дополнений, добавляющих в игру множество интересных вещей, некоторые из которых вошли в базовую версию второй редакции.

В сентябре 2008 года произошло событие, ставшее в судьбе игры поворотным: издательства Days of Wonder и Fantasy Flight Games (FFG) сообщили о передаче прав на игру и все сопутствующие дополнения компании FFG. Новый издатель в дальнейшем продолжил развивать настолку, выпустив еще несколько дополнений, а в 2013 году выпустил вторую редакцию BattleLore.

Новость о грядущем релизе взволновала настольщиков. С одной стороны, обновленные редакции настольных игр почти всегда привносят различные улучшения, а также исправляют недочеты, не выявленные на стадии тестов оригинала. С другой стороны, действие переносилось в Терринот, а заявленные изменения были настолько радикальны, что от начальной игры почти ничего не осталось.

Поклонники классической версии утверждают, что компания FFG просто использовала именитый бренд, «убив» знаменитую игру, но признают, что некоторые решения второй редакции весьма удачны и не помешало бы добавить их в старый BattleLore. Да и вообще суть большинства претензий сводится вовсе не к тому, что игра получилась слабой. Тем более что это далеко не так.

Если бы FFG выпустила настолку как самостоятельный продукт с другим названием на коробке, то и претензий было бы гораздо меньше. Но и усилий на раскрутку понадобилось бы больше. А так сочетание названий BattleLore и Runebound на одной коробке сделало свое дело, и целевая аудитория сразу увеличилась за счет поклонников Терринота.


Игрокам, которые не сталкивались с первой редакцией BattleLore, игра пришлась по вкусу. Этим людям нечего было сравнивать, и с игрой они знакомились без пессимистических настроений, терзавших поклонников классики. Характерно, что на главном «настольном» интернет-ресурсе BoardGameGeek вторая редакция имеет более высокую оценку, что с учетом ее нежного возраста очень показательно.

Что же изменилось

Поскольку вторая редакция BattleLore имеет очень много отличий от первой, мы рассмотрим только наиболее существенные изменения. Тем более что некоторые новшества, вошедшие в базу, все-таки уже были в старой игре, но не в базовом комплекте, а в дополнениях к нему.

Прежде всего игровое поле увеличилось в размерах. Игра теперь требует больше места, но на большом поле играть интереснее — глубже погружаешься в происходящее. К тому же фигурки бойцов тоже подросли. Теперь их удобнее перемещать по полю и рассматривать. Художественное оформление элементов поля при этом осталось прежним, в то время как миниатюры в игре совершенно новые.


Раз уж изменился игровой мир, то поменялись и армии. Действительно, не тащить же армии из Столетней войны, хоть и с элементами фэнтези, в насквозь фэнтезийный Терринот с его собственными проблемами. Так что история замечательной вселенной Runebound пополнилась новыми главами.

Люди Терринота столкнулись с новой угрозой, как будто старых им было недостаточно. Где-то за северными рубежами Дакана зародился и окреп ужасный демонический культ Утхук Йи’ллан, приверженцы которого стремятся поработить Терринот. Армия зла состоит из культистов, в которых не осталось ничего человеческого, и кошмарных кровожадных монстров.

Нечисти противостоит войско Дакана, через границы которого пытаются прорваться чудовища. В рядах даканской армии сражаются солдаты, которым помогают немногочисленные магические отряды.


В первой редакции для того, чтобы различать свои и чужие войска, использовались флаги, которые устанавливались в специальные гнезда на подставках фигурок. Во второй редакции идентификацию упростили, окрасив миниатюры в разные цвета. Отряды Утхук Йи’ллан стали красными, а даканцы — синими.

Количество бойцов в отрядах теперь равняется трем, вместо привычных четырех. Хотя в обеих редакциях есть исключения. Во второй это легендарные отряды, состоящие из одного особенно сильного существа, но подробнее о доступных войсках мы поговорим в следующий раз.


Еще одна интересная особенность второй редакции, добавившая игре новизны, — сценарии боя, формируемые случайным образом. Прежде подготовка к бою осуществлялась по одному из готовых сценариев. Теперь же у каждого игрока есть специальные карты, каждая из которых является половиной сценария. Игроки втайне выбирают одну из имеющихся на руке карт, а затем одновременно вскрывают. Из этих двух составляющих и создается общее поле.

Общая картина созданной таким образом местности выглядит естественно, будто игровое поле было изначально задумано именно таким. Даже реки, обрывающиеся перед неприятельской половиной поля, закрываются специальными заглушками-озерцами, что добавляет полю боя эстетизма.

Другое отличное нововведение — точки контроля. Победа в игре чаще всего достигается при наборе определенного количества очков. Прежде очки давались за уничтожение вражеских отрядов, что несколько сковывало игру. Ведь при использовании такого принципа приходится не только развивать нападение, но и тратить приказы на отвод в тыл ослабленных отрядов, чтобы противник не добил их, заработав тем самым недостающие для победы награды.

Вторая игра в этом отношении гораздо интереснее, поскольку здесь в большинстве случае очки начисляются за контроль определенных точек. Одни из них отмечаются на поле специальными маркерами по условиям сценария. Другие также формируются условиями сценария, но индивидуально для каждого игрока. Например, один из них может получать победное очко за контроль двух зданий, а второй — за контроль трех видов ландшафта: равнины, холма и леса. Бывают и другие условия.

Благодаря такому нововведению игра развивается динамичнее. Отсиживаться в засаде стало невыгодно, за исключением некоторых тактических приемов. Поэтому игроки стремятся развивать атаки, чтобы первыми занять заветные точки или выбить оттуда врага. При этом они смело могут выбрать тактику «ни шагу назад», используя весь потенциал ослабленных отрядов, потеря которых стала теперь не так критична.


В первой редакции отряды для боя, так же как и поле боя, размещались по условиям готового сценария. Во второй редакции игрок сам собирает свое войско. Отряды можно брать любые, но призыв каждого стоит определенное количество очков сбора, максимальное число которых ограничено.

Из второй игры исчез военный совет, дающий игроку дополнительные возможности. Эту утрату игроки расценили неоднозначно. Одни считают, что с военным советом играть было интереснее, другие считают, что совет обременял игру, так что туда ему и дорога.

Для русскоязычных игроков важно еще и то, что в отличие от первой редакции вторая BattleLore все же была издана на русском языке. В России игру издала компания «Мир Хобби», локализовавшая ранее такие игры по вселенной Runebound, как собственно сам Runebound и с несколькими дополнениями к нему.

Первое знакомство со второй редакцией

А теперь настала пора заглянуть внутрь массивной коробки и посмотреть, что там есть. Первое, что мы видим, сняв крышку, — инструкция по сборке крупных миниатюр. Более мелкие сборки не требуют. Но до миниатюр мы пока не добрались, так что продолжим раскопки.


Дальше находим две большие брошюры. Одна из них содержит правила игры. Вторая же представляет собой справочник, в котором в подробностях разъясняются всякие мелкие нюансы. Авторы рекомендуют для начала познакомиться с основами игры, а к справочнику обращаться по мере возникновения дополнительных вопросов.


Под брошюрами лежат несколько картонных форм с компонентами игры. Среди них есть тайлы с элементами ландшафта, жетоны первого игрока, мудрости, победных очков, урона, мостов и бродов, маркеры знамен и некоторых специальных свойств. Качество вырубки хорошее, и элементы легко отделяются от форм.

Затем извлекаем из коробки карты. Их здесь много: карты маневров, мудрости, армий, сценариев, позиций и справочные карты отрядов. В следующих статьях я расскажу, для чего это все нужно.


Ну и, конечно же, миниатюры. Они занимают два объемных пакета, причем некоторые поставляются в разобранном виде. Собираются они простым соединением. Разработчики рекомендуют склеивать их для надежности клеем, но я обошелся без этого.


Фигурки прекрасно детализированы. Большая часть бойцов показаны в движении, причем реалистично. На поле боя они выглядят очень атмосферно. На мой взгляд, фигурки первой редакции имеют немного больше деталей, но в плане вот этого застывшего движения бойцов новый BattleLore выглядит эффектнее.


Последнее, что мы находим в коробке, — четыре пластмассовые шестигранные кости с различными символами. FFG явно пожадничала, поскольку количество костей, которые приходится бросать, частенько превосходит четыре. Тем более что одним из первых дополнений к новой игре стал набор из восьми дополнительных костей.

На мой взгляд, это чересчур даже для FFG, которая традиционно делает деньги не только на полноценных дополнениях, но и на всякой второстепенной мелочи. Например, в той же Descent вражеские лейтенанты были представлены картонными жетонами, а их фигурки продавались отдельно. Но то фигурки, а то кости.

На этом пока все. В следующий раз я расскажу о возможностях обеих армий.

Если судить по описаниям настольных игр из вселенной Runebound, может показаться, что мир Терринот, где разворачиваются события этой линейки игр, является настоящим оплотом сил зла, в котором нормальных людей днем с огнем не сыщешь. Какую игру ни возьми - везде приходится зачищать приспешников зла в промышленных масштабах. Тем не менее темные силы в Терриноте не доминируют. Вернее, пока не доминируют, но очень хотят. А вторая редакция настольной игры BattleLore открывает завесу над очередной попыткой негодяев подмять Терринот под себя.

Как BattleLore стал тем, что он есть

BattleLore - тактическая игра для двух полководцев, чьи армии не раз схлестнутся в кровопролитных боях. Я не случайно упомянул вторую редакцию в связи с событиями в Терриноте, поскольку судьбы BattleLore и вселенной Runebound переплелись совсем недавно.

Оригинальный BattleLore был выпущен в 2006 году компанией Days of Wonder. Игру придумал Ричард Борг, и в ее основе лежит разработанная Боргом система Command and Colors, ставшая основой для целой линейки тактических игр, самой известной из которых в России является Memoir "44.

Первая редакция игры посвящена альтернативному развитию Столетней войны. Альтернативность событий в основном заключается в том, что наравне с людьми в битвах принимают участие различные фэнтезийные персонажи. Играющая публика приняла настолку тепло, что способствовало быстрому расширению вселенной. К BattleLore вышло множество дополнений, добавляющих в игру множество интересных вещей, некоторые из которых вошли в базовую версию второй редакции.


В сентябре 2008 года произошло событие, ставшее в судьбе игры поворотным: издательства Days of Wonder и Fantasy Flight Games (FFG) сообщили о передаче прав на игру и все сопутствующие дополнения компании FFG. Новый издатель в дальнейшем продолжил развивать настолку, выпустив еще несколько дополнений, а в 2013 году выпустил вторую редакцию BattleLore.

Новость о грядущем релизе взволновала настольщиков. С одной стороны, обновленные редакции настольных игр почти всегда привносят различные улучшения, а также исправляют недочеты, не выявленные на стадии тестов оригинала. С другой стороны, действие переносилось в Терринот, а заявленные изменения были настолько радикальны, что от начальной игры почти ничего не осталось.

Поклонники классической версии утверждают, что компания FFG просто использовала именитый бренд, «убив» знаменитую игру, но признают, что некоторые решения второй редакции весьма удачны и не помешало бы добавить их в старый BattleLore. Да и вообще суть большинства претензий сводится вовсе не к тому, что игра получилась слабой. Тем более что это далеко не так.

Если бы FFG выпустила настолку как самостоятельный продукт с другим названием на коробке, то и претензий было бы гораздо меньше. Но и усилий на раскрутку понадобилось бы больше. А так сочетание названий BattleLore и Runebound на одной коробке сделало свое дело, и целевая аудитория сразу увеличилась за счет поклонников Терринота.


Игрокам, которые не сталкивались с первой редакцией BattleLore, игра пришлась по вкусу. Этим людям нечего было сравнивать, и с игрой они знакомились без пессимистических настроений, терзавших поклонников классики. Характерно, что на главном «настольном» интернет-ресурсе BoardGameGeek вторая редакция имеет более высокую оценку, что с учетом ее нежного возраста очень показательно.

Что же изменилось

Поскольку вторая редакция BattleLore имеет очень много отличий от первой, мы рассмотрим только наиболее существенные изменения. Тем более что некоторые новшества, вошедшие в базу, все-таки уже были в старой игре, но не в базовом комплекте, а в дополнениях к нему.

Прежде всего игровое поле увеличилось в размерах. Игра теперь требует больше места, но на большом поле играть интереснее - глубже погружаешься в происходящее. К тому же фигурки бойцов тоже подросли. Теперь их удобнее перемещать по полю и рассматривать. Художественное оформление элементов поля при этом осталось прежним, в то время как миниатюры в игре совершенно новые.


Раз уж изменился игровой мир, то поменялись и армии. Действительно, не тащить же армии из Столетней войны, хоть и с элементами фэнтези, в насквозь фэнтезийный Терринот с его собственными проблемами. Так что история замечательной вселенной Runebound пополнилась новыми главами.

Люди Терринота столкнулись с новой угрозой, как будто старых им было недостаточно. Где-то за северными рубежами Дакана зародился и окреп ужасный демонический культ Утхук Йи’ллан, приверженцы которого стремятся поработить Терринот. Армия зла состоит из культистов, в которых не осталось ничего человеческого, и кошмарных кровожадных монстров.

Нечисти противостоит войско Дакана, через границы которого пытаются прорваться чудовища. В рядах даканской армии сражаются солдаты, которым помогают немногочисленные магические отряды.

Армии из второй редакции

В первой редакции для того, чтобы различать свои и чужие войска, использовались флаги, которые устанавливались в специальные гнезда на подставках фигурок. Во второй редакции идентификацию упростили, окрасив миниатюры в разные цвета. Отряды Утхук Йи’ллан стали красными, а даканцы - синими.

Количество бойцов в отрядах теперь равняется трем, вместо привычных четырех. Хотя в обеих редакциях есть исключения. Во второй это легендарные отряды, состоящие из одного особенно сильного существа, но подробнее о доступных войсках мы поговорим в следующий раз .

Сценарии первой редакции придуманы заранее

Еще одна интересная особенность второй редакции, добавившая игре новизны, - сценарии боя, формируемые случайным образом. Прежде подготовка к бою осуществлялась по одному из готовых сценариев. Теперь же у каждого игрока есть специальные карты, каждая из которых является половиной сценария. Игроки втайне выбирают одну из имеющихся на руке карт, а затем одновременно вскрывают. Из этих двух составляющих и создается общее поле.

Общая картина созданной таким образом местности выглядит естественно, будто игровое поле было изначально задумано именно таким. Даже реки, обрывающиеся перед неприятельской половиной поля, закрываются специальными заглушками-озерцами, что добавляет полю боя эстетизма.

Сценарии второй редакции генерируются в начале партии

Другое отличное нововведение - точки контроля. Победа в игре чаще всего достигается при наборе определенного количества очков. Прежде очки давались за уничтожение вражеских отрядов, что несколько сковывало игру. Ведь при использовании такого принципа приходится не только развивать нападение, но и тратить приказы на отвод в тыл ослабленных отрядов, чтобы противник не добил их, заработав тем самым недостающие для победы награды.

Вторая игра в этом отношении гораздо интереснее, поскольку здесь в большинстве случае очки начисляются за контроль определенных точек. Одни из них отмечаются на поле специальными маркерами по условиям сценария. Другие также формируются условиями сценария, но индивидуально для каждого игрока. Например, один из них может получать победное очко за контроль двух зданий, а второй - за контроль трех видов ландшафта: равнины, холма и леса. Бывают и другие условия.

Благодаря такому нововведению игра развивается динамичнее. Отсиживаться в засаде стало невыгодно, за исключением некоторых тактических приемов. Поэтому игроки стремятся развивать атаки, чтобы первыми занять заветные точки или выбить оттуда врага. При этом они смело могут выбрать тактику «ни шагу назад», используя весь потенциал ослабленных отрядов, потеря которых стала теперь не так критична.

Точка контроля на поле второй редакции

В первой редакции отряды для боя, так же как и поле боя, размещались по условиям готового сценария. Во второй редакции игрок сам собирает свое войско. Отряды можно брать любые, но призыв каждого стоит определенное количество очков сбора, максимальное число которых ограничено.

Из второй игры исчез военный совет, дающий игроку дополнительные возможности. Эту утрату игроки расценили неоднозначно. Одни считают, что с военным советом играть было интереснее, другие считают, что совет обременял игру, так что туда ему и дорога.

Для русскоязычных игроков важно еще и то, что в отличие от первой редакции вторая BattleLore все же была издана на русском языке. В России игру издала компания «Мир Хобби», локализовавшая ранее такие игры по вселенной Runebound, как собственно сам Runebound и Descent с несколькими дополнениями к нему.

Первое знакомство со второй редакцией

А теперь настала пора заглянуть внутрь массивной коробки и посмотреть, что там есть. Первое, что мы видим, сняв крышку, - инструкция по сборке крупных миниатюр. Более мелкие сборки не требуют. Но до миниатюр мы пока не добрались, так что продолжим раскопки.

Содержимое коробки

Дальше находим две большие брошюры. Одна из них содержит правила игры. Вторая же представляет собой справочник, в котором в подробностях разъясняются всякие мелкие нюансы. Авторы рекомендуют для начала познакомиться с основами игры, а к справочнику обращаться по мере возникновения дополнительных вопросов.

Правила игры и справочник

Под брошюрами лежат несколько картонных форм с компонентами игры. Среди них есть тайлы с элементами ландшафта, жетоны первого игрока, мудрости, победных очков, урона, мостов и бродов, маркеры знамен и некоторых специальных свойств. Качество вырубки хорошее, и элементы легко отделяются от форм.

Затем извлекаем из коробки карты. Их здесь много: карты маневров, мудрости, армий, сценариев, позиций и справочные карты отрядов. В следующих статьях я расскажу, для чего это все нужно.

Формы с компонентами

Ну и, конечно же, миниатюры. Они занимают два объемных пакета, причем некоторые поставляются в разобранном виде. Собираются они простым соединением. Разработчики рекомендуют склеивать их для надежности клеем, но я обошелся без этого.

Часть миниатюр требует несложной сборки

Фигурки прекрасно детализированы. Большая часть бойцов показаны в движении, причем реалистично. На поле боя они выглядят очень атмосферно. На мой взгляд, фигурки первой редакции имеют немного больше деталей, но в плане вот этого застывшего движения бойцов новый BattleLore выглядит эффектнее.

Больше всего частей у легендарных отрядов

Последнее, что мы находим в коробке, - четыре пластмассовые шестигранные кости с различными символами. FFG явно пожадничала, поскольку количество костей, которые приходится бросать, частенько превосходит четыре. Тем более что одним из первых дополнений к новой игре стал набор из восьми дополнительных костей.

На мой взгляд, это чересчур даже для FFG, которая традиционно делает деньги не только на полноценных дополнениях, но и на всякой второстепенной мелочи. Например, в той же Descent вражеские лейтенанты были представлены картонными жетонами, а их фигурки продавались отдельно. Но то фигурки, а то кости.

На этом пока все. В следующий раз я расскажу о возможностях обеих армий.

"Держать строй!" - пронесся над полем битвы призыв командиров и пехота с железным лязгом сдвинула щиты. Из-за леса в небо взвились стрелы Гадюк, но их шипастые наконечники лишь зазвенели, отлетая от кованой стали брони Даканских отрядов. Прорываясь через темную чащу, на поле с ревом выбежали вооруженные кривыми косами Сборщики Крови, но ни их нестройные ряды, ни массивные туши Образин не испугали славных защитников цитадели. Ведь за стройными рядами пехоты уже натягивали тетивы йомены-лучники, а за холмом в засаде ждали всадники Риверуотча. Начиналась еще одна битва игры "Battlelore"!

Порядок против Хаоса

"Battlelore" - это настольная стратегия, созданная в лучших традициях эпического фэнтези. События игры повествуют о схватках за земли мира Терринот, знакомого многим игрокам по серии игры " ". Две могучие армии: честные бойцы Даканских лордов и кровожадные орды Утхук Йи"Ллана сошлись в жестокой войне и только от умения полководцев зависит, кто станет новым правителем этих земель. Удача поможет вам приблизить победу, но только умелая тактика и смелые решения выявят настоящего победителя игры "Battlelore"!

"Battlelore" использует оригинальная игровую механику, созданную знаменитым дизайнером Ричардом Боргом. Уникальная механика карт-приказов, при которой учитывается положение ваших войск на поле битвы и динамичная система боя на кубиках делают эту игру по-настоящему глубокой стратегией. В этой настольной стратегии возможно все: динамичные атаки, внезапное нападение из засады, отступление противника и войска, которые, вдохновленные победами, атакуют снова и снова!

Наполнение коробки "Battlelore" не разочарует и самого взыскательного игрока. Множество карт приказов, тактики и магических приемов, элементы ландшафта, красочное поле и более девяноста детализованных фигурок - это богатство придется по вкусу любому поклоннику военных игр! Армии игры по-настоящему разнообразны: Стражи цитадели и смертельные Пожиратели, легионы Гадюки и непробиваемые рунные големы, и, конечно, хозяева поля битвы - внушающий ужас Лорд Хаоса и могучая птица Рух, которые одним своим присутствием могут изменить ход боя!

Война постоянно меняется

Примерно под Новый год я пополнил свою коллекцию настольных игр еще одним любопытным экземпляром — BattleLore Second Edition. Это такая сравнительно простенькая (сравнительно, потому что нюансов много и простора для мысли хватает, но до полноценного «задротистого» варгейма все же далеко) тактика, рассчитанная строго на двух игроков. Игра появилась в продаже в конце 2013, а уже прошлым летом подоспела и русская локализация — довольно быстро по настольным меркам. Кроме того, издатель игры — Fantasy Flight Games — решил не останавливаться на продаже физических копий и оперативно создал цифровую версию Battlelore, которая сперва отрелизилась на мобильных устройствах, а потом перекочевала и в Steam.

Название намекает, что у игры явно есть какая-то предыстория — не могла же приставка Second Edition взяться с потолка? Первое издание действительно было, причем с его выхода не прошло и десяти лет, но от нового BattleLore оно существенно отличается по ряду пунктов: в первую очередь сеттингом и многочисленными изменениями в правилах различной степени важности. Также на системе первого BattleLore была основана Battles of Westeros — тактика по мотивам произведений Джорджа Мартина. Но все это не связано напрямую с Second Edition, поэтому не будем отвлекаться от темы.

Если изначально действие BattleLore разворачивалось во время Столетней войны, то во втором издании действие перенесли в фентезийный мир Терринот — в нем разворачивается действие многих других проектов Fantasy Flight Games: Descent, DungeonQuest, RuneWars и прочих. Сеттинг неплохой, более-менее проработанный, но без какой-то особенной изюминки — классическое средневековое фэнтези, не лучше и не хуже многих других аналогичных миров.

В большой и увесистой коробке с игрой находится раскладное поле, несколько колод всяких ярких карточек разных размеров и, главное, под сотню пластиковых миниатюр (от маленьких солдатиков до внушительных размеров демона, который и в кулак-то не поместится)! C одной стороны, вроде много, если не сказать «до черта!». С другой — всего имеем две воюющие фракции, у каждой из которых пять типов юнитов: пехота, лучники, кавалерия, тяжелая пехота и «босс» — не сказать, чтоб прям совсем дофига. С третьей — на практике видов войск все же хватает, а непохожесть бойцов одного типа у разных сторон конфликта, изменяющиеся от партии к партии задачи противников и возможность влиять на ход битвы всякой магией делает каждую схватку непохожей на предыдущую. Хоть условие победы всегда одно (первым набрать 16 очков), способы зарабатывания этих самых очков зависят от выбранного сценария. Кроме того, сценарии тоже собираются, как в конструкторе: каждый игрок подбирает для себя подходящие цели и выстраивает ландшафт на своей половине поля, так что и тут простор для кастомизации каждой отдельной битвы довольно большой.

Особенность боевой системы BattleLore — карточки приказов. Вот вы привыкли, что у кого большая и сильная армия, тот и прав. Но в BattleLore даже обладающий численным превосходством игрок может отхватить от слабого противника, который грамотно распределил свои силы по карте. Дело в том, что ходить можно не всеми имеющимися отрядами, а только теми, которые ты активировал в этот ход. А активируются отряды особыми картами приказов, которые позволяют задействовать либо войска на определенном участке карты, либо бойцов конкретного типа. Т.е. мало иметь три конных полка на левом фланге — надо еще предусмотрительно запастись приказом, который позволит всех их в нужный момент послать в атаку. Иначе простоят они там всю партию без дела, а то и вовсе бесславно сгинут от стрел пары хилых, но наглых лучников, стоящих буквально на соседнем гексе и активируемых оппонентом каждый ход.

Играется все это бодро, качество исполнения компонентов отличное, иллюстрации радуют глаз, а карты и фигурки — пальцы. У настольной версии есть, пожалуй, всего один существенный минус: долгое время подготовки. Собрать поле, разложить карты, распределить армии, а после партии аккуратненько сложить все обратно в коробку — это занимает чуть ли не около получаса, в то время как само сражение длится от сорока минут до полутора часов.

Но этого минуса лишена цифровая адаптация — BattleLore Command. Тут практически все то же, но без долгого перекладывания карточек и двигания солдатиков: несколько секунд загрузок, много кликов мышкой, пятнадцать минут пронеслось — вот и партия! Правда, не обошлось и без изменений в правилах: например, была переделана система отдачи приказов, да и магия играется несколько иначе. Однопользовательская кампания радует неплохими миссиями, некоторые из которых даже можно взять на вооружение и воссоздать в настольном варианте. Правда, пока поиграть дают только за хороших рыцарей Дакана, но возможно вторая кампания, за племена Утхук Й’иллан, появится позже, в качестве платного DLC (уж что-что, а любовь Fantasy Flight Games к выпуску дополнений вполне сравнима с аналогичной страстью EA). Огромный минус цифровой версии — в ней нет hotseat! Онлайновый мультиплеер — пожалуйста, сколько угодно, а вот передавать планшет из рук в руки или присесть вдвоем у экрана монитора не позволяют. Не порядок! Стоит Command не дорого, но и не совсем уж дешево — 7$ (что, тем не менее, примерно в 10 раз меньше, чем коробка с настолкой).

По итогу могу сказать следующее: настольная BattleLore хороша — красочная, реиграбельная, довольно вдумчивая и не переусложненная. Да к тому же и на русском доступна: собственно, у меня как раз коробка с локализацией от Hobby World. А вот порекомендовать цифровую адаптацию можно, пожалуй, только тем, кто не может найти живого соперника в реальности, стремится проводить за любимой настолкой вообще все свободное время или просто хочет глянуть, чего же там такого напридумывали в кампании. Советовать BattleLore Command для ознакомления новичкам, не игравшим в физическую версию, для формирования мнения об игре и принятия решения о том, стоит ли ее покупать, я не могу — послевкусие совсем другое.

Во-первых, отсутствуют тактильные ощущения (одно дело лично бросать кубики на стол, а другое — когда генератор случайных чисел выводит тебе на экране несколько значков; по сути то же, но азарт почему-то умирает). Во-вторых (хотя с этим кто-то, наверное, поспорит), «варкрафтоподобным» анимированным 3D-моделькам далеко по крутости до статичных и даже не раскрашенных пластиковых миниатюр, величественно застывших на картонном поле брани: теряется ощущение эпичности происходящего. Почему-то когда на столе три фигурки становятся на шестиугольник с нарисованным домиком, это воспринимается, будто батальон копейщиков занял город; на компьютере же это выглядит, как поход трех мужиков с палками в корчму за пивом.

Так что с Command я, пожалуй, еще немного побалуюсь, но потом удалю и забуду. А вот Second Edition посвящу еще немало вечеров, и даже, возможно, прикуплю некоторые дополнения (коих, кстати, только на сегодняшний день анонсировано 5 штук, но вот вероятность появления их на русском, к сожалению, стремится к нулю). Хотя если не сравнивать BattleLore Command с оригиналом, то игра вполне может понравиться.

Take Our Poll

Предлагаю вам свой обзор настольной игры (Второе Издание). Получилось громоздко, сразу предупреждаю.

Battlelore 2.0: Злые правши против голубых левшей

Я простой задрот и не знаю слов любви, поэтому заявляю сразу и в лоб: это Commands & Colors. Да, именно так. Об этой игре много говорят, я сам ношусь с ней как курица с яйцом, но не обманывайтесь — это не новое слово в игрострое, это форматное явление, еще одна игра в семействе им. тов. Борга. Это как если бы вам сказали, что у The National вышел новый классный альбом. Если вы почему-то любите всю эту хипстерскую музыку, тогда безусловно стоит его купить. Если вы никогда ничего подобного не слушали, но интересно — то можно ознакомиться. Но если для вас The National это просто “те занудные бородатые мужики” — то можно смело проходить мимо, так как ваше мнение ни на грамм не изменится.

Так и с Battlelore Second Edition — в рамках семейства C&C это очень крутая игра. Для интересующихся несложными играми про войну с фэнтезийной тематикой — это интересно. Но если в силу каких-то причин религиозного характера вы не перевариваете всю эту борговскую казуальщину, то смело проходите мимо. Battlelore 2.0 не заставит вас рвать на себе волосы и пересматривать взгляды на жизнь. Это те же карты “двое справа, один по центру” и все та же пруха-непруха на кубиках. Определились? Окей.

Следующий постулат, с которым придется считаться — это крутая игра. Реально крутая. Я поначалу стеснялся не слишком большого опыта знакомства с борговскими настолками, старался наиграть побольше партий с разными противниками, а то вдруг ошибаюсь, но на днях Том Вэсел со своим корефаном ответственно заявили, что Battlelore Second Edition — крутая игра и влетает в их личные топ-10. Теперь у меня есть индульгенция, и я тоже могу спокойно заявить, что это крутая игра. И вы с этим согласитесь. А если не согласитесь, то я знаю, как вас зовут, и вообще у вас есть свой сайт.

Итак, у нас есть две отправные точки, и можно начать рассказ непосредственно о Battlelore 2.0 . Да, для краткости я буду звать ее 2.0 , так как полностью название приходится дольше печатать и читать, это раз. А во-вторых, никакая это не «новая редакция», а вовсе даже новая игра. Общего с Battlelore 1.0 тут — только борговский движок в основе и фэнтезийная тематика.

Играли? То же, но круче и с разнообразными видами войск. C&C: Ancients играли? То же, но с нормально изложенными правилами. Battlelore 2.0 это казуальный в хорошем и плохом смысле варгейм с рыцарями и чудовищами.

Семейное фото. Слева направо: римский слон, омерзенье, всадник речного дозора, пожиратель плоти, страж Цитадели и простой американский солдат.

Два игрока расставляют на живописном (насколько это слово применимо к цветным кускам картона) поле, разделенном на три части, фигурки фантастических существ. Один из игроков выкладывает игровую карту, на которой написано, сколько отрядов в каких частях поля можно активировать, выбирает и двигает эти пачки фигурок, а затем кидает кубики для проверки атаки и передает ход сопернику. Все достаточно просто. Это все та же замечательная система, которая успела вам до чертиков надоесть еще в «Мемуаре» , а затем приятно взбодрила в сражениях античности. Дьявол и бог тут в деталях.

Fantasy Flight Games уже давно экспериментировали над созданием казуального варгейма с миниатюрами. Сперва была интересная линейка Tide of Iron, которую FFG развивали-развивали, а потом, тяжко вздохнув, . Потом они выкупили у Days of Wonder права на бренд Battlelore и выпустили игру по мотивам суперпопулярной «Игры престолов», радикально переработав борговский «движок» — и снова получили Tide of Iron. И ToI, и BoW были остроумными, во многом новаторскими играми, главной бедой которых была их игровая бисексуальность. Они одновременно пытались заигрывать с казуальной аудиторией, и при этом хотели заинтересовать хардкорных варгеймеров. В результате у первых подкашивались ноги при виде книги правил на полсотни страниц, а вторых обескураживала упрощенность происходящего. Не подумайте чего, это хорошие и успешные (пачки дополнений говорят сама за себя) игры.

В Battlelore 2.0 FFG постарались в очередной раз пересмотреть подход к созданию казуального варгейма и, как в известном анекдоте, решили поработать напильником: вместо накручивания новых механик и наращивания комплексности они решили произвести тонкую настройку системы, не усложняя ее, но корректируя отдельные моменты и смещая акценты. И на этот раз они, похоже, попали в яблочко. Следующие несколько абзацев посвящены разбору отличий новорожденной игры от ее старших сестер, и, если вы не фанат C&C или не интересуетесь особенностями механики, можете смело прокрутить до следующего подзаголовка.

Для начала в Battlelore 2.0 принципиально изменили систему набора победных очков. В классических борговских играх основным источником ПО было уничтожение вражеских отрядов: снял последнюю фигурку с гекса — получи медальку за фраг. Набрал 6-8 медалей — и вот она, победа. Были дополнительные способы вроде получения «переходящих» медалей, которые добавлялись игроку на то время, пока его отряд удерживал определенные точки (см. например первый сценарий Memoir"44), но основной акцент всегда делался именно на уничтожении вражеской армии. Эту систему часто критиковали, но при этом она упорно переносилась из одной игры в другую.

FFG использовали в Battlelore 2.0 механику, больше напоминающую их предыдущие игры: в конце своего хода игрок получает победные очки, если его отряды занимают определенные сценарием ключевые гексы. В отличие от того же «Мемуара» очки эти не временные и начисляются нарастающим итогом, как раньше начислялись медали за уничтожение отрядов. В Battlelore 2.0 необходимо заработать 16 очков, при этом нужно иметь хотя бы минимальное преимущество перед другим игроком (проверяется это условие каждый раз в начале хода первого игрока, таким образом ушли в прошлое внезапные победы). Победные очки за уничтожение отрядов теперь наоборот стали опциональными и зависят от сценария.

Что это значит для игры? Существенно изменилась динамика: у многих игроков были опасения, что результатом станет глухая игра от обороны, но на деле Battlelore 2.0 получилась даже злее и агрессивнее предшественниц. Каждый ход игрок бьется за максимизацию “прихода” победных очков, причем помимо своих “эксклюзивных” сценарных условий и пары ключевых точек на своей половине, всегда есть ключевые точки на вражеской половине поля, а уходить в отрыв надо, и даже очень надо. Успешная вылазка на вражескую территорию может мало того, что принести пару очков форы в свой ход, так еще и замедлит развитие врага, так как ему помимо грязных покусительств на ваши источники ПО придется еще и отбивать свои. Вдобавок, некоторые сценарии указывают, что очки игрок получит, например, за уничтожение вражеских отрядов в водных гексах и на берегу. Добавьте к этому, что больше нет необходимости тратить ценные приказы на отступление ослабленных отрядов, так как в Battlelore 2.0 они перестали быть халявными фрагами, и вкупе с агрессивными спецсвойствами некоторых видов войск вы получите одну из самых злых игр линейки C&C.

Да, о спецсвойствах. Это еще одна “фишка” игры. Теперь у каждого вида отрядов есть уникальная способность, активирующаяся при определенных условиях. Причем каждый вид войск уникален — в игре больше нет зеркальности. Игра за лордов Дакана разительно отличается от игры за войска Утуков И’Ллан. Даканские стражи великолепно подходят для захвата точек, так как могут вместо нанесения урона врагу заставить его отступить; а вот Кровавые жнецы утуков в бою могут жертвовать собой для нанесения врагу дополнительного урона, и натурально сатанеют, получая +1 кубик к атаке за каждого своего погибшего. Результат — увлекательная химия на поле.

Но самое интересное нововведение коснулось сетапа. Мы уже публиковали , посвященной этой фазе игры, но, признаюсь, только сыграв я понял, какую классную штуку придумали в FFG. В Battlelore 2.0 используются карточки сценариев (свои для каждой из сторон конфликта), определяющие условия получения победных очков и ландшафт половины поля. Каждый из игроков выбирает сценарий, карточки составляются и таким образом формируются рисунок поля и условия партии. Вместо заранее заданного состава армий на каждой из карточек обозначены гексы, на которых игрок может расположить свои войска. И игроки самостоятельно набирают отряды на заданное количество очков, раскладывают на гексах рубашкой вверх карты войск и карты-пустышки, а затем одновременно вскрывают их и расставляют фигурки. Звучит не так чтобы очень, но на деле это оказывается не просто изюминкой на торте, а здоровенным таким арбузом. Во-первых, таким образом сам сетап из банальной расстановки миниатюр превращается в мини-игру, когда тебе приходится решать, кого брать и как размещать. Тайный сетап безо всяких ширм. Времени, кстати, занимает очень мало, и опять же — это уже игра, ты уже принимаешь решения, которые повлияют на рисунок боя. Во-вторых, ясное дело, возрастает реиграбельность, и теперь даже один и тот же ландшафт с с обеих сторон совсем не означает, что партия будет похожа на предыдущую.

Городские космонавты и Encyclopedia Galactica

Battlelore 2.0 на мой взгляд получилась самой удачной игрой на основе борговской системы. Она быстрая и простая для понимания, но при этом ни разу не глупая. Fantasy Flight Games добились удачного баланса между комплексностью и доступностью игры. Новая версия игры как знаменитый «Путеводитель по Галактике»: выигрывает у конкурентов, потому что пусть в мелочах, пусть чуть-чуть, но лучше. Battlelore 2.0 хотя и проигрывает в теме (реальная история для меня всегда интереснее фэнтези, тем более такого банального), но зато более стратегична чем Memoir"44 благодаря сбалансированному набору очков и специальным свойствам отрядов. Блоки C&C: Ancients удобнее, но зато смотрятся не так эффектно. И, конечно, сетап — набирать свою армию просто и интересно. Даже обруганная всеми и вся жадность FFG пошла игре на пользу — меньшее число фигурок можно банально быстрее расставить. Ах да, еще же обязательно нужно сравнить ее с Battlelore 1.0 — но тут я буду предельно краток и лаконичен, и более того, буду прав, даже не играв в оригинал. Battlelore Second Edition лучше просто потому, что первое издание как «городской космонавт» из старой шуточной песни — классная, но просто не существует. Отыскать ее можно только на барахолках и, зачастую, по совершенно неприличной цене.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Battlelore 2.0 это лучшая игра всех времен и народов. У нее хватает недостатков:

— это все та же древняя борговская борьба с вероятностями. Тысячу раз логичное и продуманное действие может завершиться полным провалом из-за невезения на кубиках. В нужный момент, когда хочется рвануть в атаку по правому флангу, на руке будут карты приказов для центра и левого фланга. Это не фатально для восприятия игры, благо в Battlelore 2.0 хватает и карт приказов без привязки к частям поля, и есть правило, позволяющее вместо разыгрывания сбросить любую карту для активации одного любого отряда. Но, черт возьми, это есть. Проклятие всего рода Commands & Colors. Тут может «не фартануть».

— классическая претензия к FFG: «общим видом овладели — теперь подробности не надо пропускать». Они фантастическим образом остаются топовым мировым издательством с каким-то цинично безалаберным или безалаберно циничным подходом к комплектации своих замечательных игр. Вот зачем нужно было делать такой картонный вкладыш? Он же ни уму ни сердцу. Вообще, коробка игры годится только для того, чтобы доехать в посылке до покупателя. Дальше инлей улетает в помойку, а миниатюрки перекочевывают в ящик для инструментов. Почему, несмотря на все претензии, FFG раз за разом выпускают игры в обувных коробках без органайзера? Почему в комплекте идут только четыре кубика, тогда как в игре требуется кидать и пять, и шесть кубов?

Змея из Wrath of Ashardalon против всадника Речного дозора из Battlelore 2.0

— это фэнтези. Нет, не хорошее, увлекающее воображение эпическое повествование, а банальная по оформлению история про борьбу бобра с ослом. Тут ребята в доспехах из голливудского фильма категории «Б» сражаются с хаоситами из Warhammer Fantasy Battles. Фигурки хороши, хотя я бы не сказал, что они какого-то исключительного качества — у тех же Wizards of the Coast в их линейке , как минимум, не хуже. Просто нет какой-то искры, выдумки, каких-то остроумных деталей. Синие хорошие (и, почему-то, левши), красные — плохие и круто выглядят, так как зло не может выглядеть не круто. Это generic fantasy, и, по сути, ничего не мешает обозвать утуков кхорнитами.

— в продолжение темы — а бэка у игры-то и нет. То есть вообще. Кроме надписи на крышке про Runebound universe и стилизованной под письмо странички предыстории в правилах (враги подходят к родной хате с канистрой бензина), ничего в игре не рассказывает историю этого конфликта. Кто такие Утуки? Почему сценарий называется «Слёзы Коррины» — кто такая Коррина и отчего она ревёт? Может быть «фамилия моя слишком известна, чтобы вам ее называть»? Не-а, информации по Терриноту в интернетах кот наплакал, и даже фанаты на форумах ищут fluff текст и сюжетные зацепки. Почему нельзя было снабдить игру хотя бы краткой справкой по вселенной? Я уж не говорю про полноценную книгу со сценариями или там кампанию. Абыдна, да.

И все равно, Battlelore Second Edition крутая. Хотя бы на уровне личных предпочтений: из всех пока что опробованных мною настольных игр семейства Commands & Colors именно она наиболее стабильно доставляет fun на единицу времени. Соотношение затраченных усилий и геймплея в Battlelore 2.0 наиболее близко к оптимальному. Пускай сражения красных чудовищ с синими рыцарями не могут сравниться с реальными битвами Рима и Карфагена, более того, я до сих пор остаюсь в поисках «своей» военной игры, лишенной недостатков C&C, но, черт возьми, Battlelore 2.0 очень близко подошла к границе, за которой я остановлюсь и попрошу у автора руку и сердце и буду жить долго и счастливо. Чертовски близко.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png